Ватт против лошадиной силы

Ватт против лошадиной силы

285 лет назад 30 января 1736 года в Шотландии родился Джеймс Ватт. В те незапамятные времена о моторных лодках, автомобилях и самолетах никто из ученых даже не помышлял. Однако до сих пор мощность двигателей, будь то бензиновые, дизельные или электрические, мы измеряем не только в лошадиных силах, но и в единицах, которые носят имя знаменитого шотландца.


Парень с детства увлекся механикой и немало потрудился над совершенствованием паровых машин. Он не мечтал стать капитаном, но над опытами с водой потрудился на славу. В то время было очень популярно создавать механизмы, работающие на энергии пара, среди которых к тому времени существовали «огневая машина» Папена, паровой водоподъемник Севери, пароатмосферная машина Ньюкомен.


Жаль первый пароход – судно, которое двигалось благодаря паровой турбине, появился гораздо позднее – в 1807 году. Так или иначе, работы Джеймса Ватта очень заинтересовали фабриканта Мэтью Болтона, который занимался металлообработкой. Тесное сотрудничество привело к тому, что в Англии образовался крупный монополист – производитель паровых машин. Фирма называлась «Болтон и Ватт».


Однако у партнеров были и разногласия. Болтон предпочитал измерять мощность в лошадиных силах. А Ватт предложил свою шкалу. Официально было принято, что одна лошадиная сила (независимо от породы животного) – это способность поднять вес в 75 килограммов на один метр за одну секунду. Эквивалент – 735 и 5 десятых Ватт. Спор, как всё-таки правильно измерять мощность, не выиграл ни тот, ни другой. Однако Джеймс Ватт стал значительно более известным человеком в мире. И не только потому, что дал единице мощности свое имя. Шотландцу принадлежит и много других изобретений. Например, копировальные чернила и ртутный манометр, которым еще совсем недавно во всех поликлиниках кардиологи измеряли сердечное давление.


Трудно сказать, почему в технических характеристиках силовых агрегатов судов производители, как правило, указывают мощность в лошадиных силах. Лошади практически не использовались в качестве тяговой силы кораблей. На Волге, как все помнят, работали больше бурлаки.


На всех наших моделях Axopar и Greenbay вариантов установки двигателей несколько. Причем это могут быть не только бензиновые, но и дизельные моторы. Для того чтобы клиент мог почувствовать разницу мы тоже указываем их мощность в лошадиных силах. Но это, пожалуй, единственная уступка в пользу Мэтью Болтона. Все остальные силовые установки, будь то отопители, колонки стереосистем, микроволновки, электрические плитки, холодильники или якорные устройства работают по шкале приснопамятного Джеймса Ватта.