
5 февраля надо непременно вспомнить добрым словом Джона Данлопа – создателя пневматической шины. Он родился в этот день в далёком 1840 году. Судоводители должны быть благодарны изобретателю не меньше чем автомобилисты или байкеры, ведь современные надувные кранцы появились благодаря резиновым покрышкам.
Любопытно, что Джон Данлоп никогда не увлекался ни колёсной техникой, ни кораблями. Будучи ветеринаром, он много ездил по сельским районам Старой Доброй Англии на велосипеде. Сын будущего резинового короля тоже освоил трехколесный детский «велик», и часто жаловался на тряску, когда приходилось ездить по брусчатке. Заботливый отец решил проблему – натянул на колесо резиновую трубку, заклеил её и накачал насосом.
Изобретение быстро оценили многие инженеры, но Джон Данлоп пошёл дальше. В 1889 году в Белфасте был построен шинный завод, который начал выпускать покрышки для автомобилей и мотоциклов. Кранцы, для сохранности бортов на судах тогда еще плели из пеньки или использовали обрубки бревен. Гораздо позднее в ход пошли старые шины со стёртым протектором. Так или иначе, производство надувных покрышек быстро развивалось, и Данлоп вскоре открыл второй завод, уже в Бирмингеме. Шеф очень ревностно относился к качеству продукции и лично контролировал сбор каучука на плантациях в Малайе. Его инженеры постоянно совершенствовали конструкцию, казалось бы, несложного изделия. Они первыми стали разделять протектор на несколько рядов, чтобы улучшить управляемость машины на дороге. Моряки же были заинтересованы в том, чтобы шины быстрее изнашивались.
Шутка ли! На дворе 21 век, а достойную замену пневматической покрышке Данлопа так толком и не нашли. Но это в автомобилестроении. Без швартовых кранцев тоже пока обойтись довольно сложно, но технический прогресс в судостроении не стоит на месте.
Советуем обратить внимание на наш катер Greenbay Force 10. Привальный сетчатый брус – это не просто декоративное решение! Он позволяет швартоваться к причалам без опаски получить царапины на борту (смотрите нашем YouTube канале полный видеообзор). Недавно появились варианты инновационных сотовых автомобильных шин, но всё эти конструкции видимо пока проходят испытания. Что ж судовладельцы готовы подождать, чтобы понять пригодится ли эта конструкция для обивки причалов.
