
Два века назад претендовать на то, чтобы твоим именем назвали корабль, могли бы многие судостроители. Американец Роберт Фултон 11 февраля 1809 года запатентовал лодку, способную двигаться без применения весел и силы ветра. Он и вошел в историю, как создатель парохода. Незадолго до смерти, будучи уже известным инженером, Фултон построил военный корабль с паровым двигателем и без лишней скромности назвал его «Фултон Первый»
Попытку заставить судно бороздить водную стихию при помощи энергии пара впервые сделал французский физик Дени Папен. Было это в 17 веке. Говорят, что его лодку уничтожили владельцы торговых парусников, потому что испугались конкуренции. Так же бесславно закончился проект англичанина Джонатана Халлса. Его буксир оказался настолько тяжелым, что утонул во время испытаний. А вот расчетливый Роберт Фултон довел свою конструкцию до коммерческого использования. Его первый пароход «Клермонт» начал регулярно курсировать по Гудзону. Заметьте, против ветра и против течения!
Спустя всего 6 лет в Санкт-Петербурге, на механико-литейном заводе Карла Берда был построен первый российский корабль с паровым двигателем. «Елизавета» стала совершать рейсы в Кронштадт. Собственно, именно тогда и появилось в русском языке слово пароход. Надо заметить, что паровая машина в качестве двигателя довольно быстро прижилась в мировом судостроении. Даже маломерном. Достаточно вспомнить рассказ Артура Конан Дойла, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон устроили погоню по Темзе за похитителем сокровищ Агры. Их лодочка с угольным паровым котлом очень быстро справилась с задачей. И тут нельзя не упомянуть о том, что судостроители отказались от использования паровых машин гораздо позднее автомобилестроителей, которые долго не верили в будущее моторов Даймлера и Дизеля.
Слог «пар» в названии наших лодок Axopar не говорит о том, что они маленькие пароходы. Финские верфи Axopar и Greenbay оснащают свои катера бензиновыми и дизельными моторами и не спешат внедрять какие-то новомодные решения, будь то электрические, гибридные или водородные. Напротив, одна шведская судостроительная фирма уже подготовила к серийному производству глиссирующий катер на электромоторе. Честь и хвала коллегам! Правда, запас хода у этих «электроников» пока только два с половиной часа. Некоторые люди дольше принимают ванну в квартире. При этом финских конструкторов нельзя назвать ретроградами. Достаточно посмотреть на инновационность оснащения модельного ряда Axopar и Greenbay. В судостроении всегда правил разумный консерватизм.