
13 февраля – печальная дата в истории российского флота. В 1934 году в Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин». Терпящих бедствие моряков, среди которых был известный исследователь-полярник Отто Юльевич Шмидт, удалось спасти нашей доблестной авиации, а вот судно вызволить из ледового плена не удалось.
Надо сказать, что для своего времени «Челюскин» был весьма передовым грузопассажирским кораблем. Построили его на одной известной верфи в Копенгагене с учетом навигации во льдах. Паровой двигатель имел мощность почти две с половиной тысячи лошадиных сил и разгонял 95-метровое судно до 13 узлов. Стальной корпус позволял двигаться в окружении льдин. Так «Челюскин» довольно легко прошел из Мурманска в Берингов пролив. Но потом ситуация резко изменилась. Ледоход потащил судно в обратную сторону в Чукотское море, где отважных моряков ожидал ледовый плен.
В конце концов, суровая Арктика раздавила стальной корпус корабля как яичную скорлупу и люди оказались в снежной пустыне в 150 милях от мыса Северный. Преодолеть такое расстояние невозможно было даже на собачьих упряжках. Советские летчики на легких самолетах совершили больше десяти рейсов и сумели вывезти с места бедствия 104 человека! Хотя датская пресса уже объявила об их гибели. Оплакивали и Шмидта, которого уже тогда считали завоевателем Северного Ледовитого океана.
Изначально задача челюскинцев заключалась в том, чтобы за лето пройти из Белого моря в Тихий океан. Современным ледоколам маршрут особых проблем не составляет. А на маломерном судне на такой экстрим вряд ли кто отважится. Впрочем, сегодня есть немало производителей лодок продленного сезона.
Примером тому наш Greenbay Force 10. Льды Арктики на 9-метровом катере, конечно, не осилить, но в отапливаемой кабине можно комфортно чувствовать себя даже когда за бортом минусовые температуры и водная гладь начинает твердеть. Корпус, сделанный из 6-миллиметрового морского алюминия, позволяет выходить не только на мягкие песчаные берега. Небольшие дрейфующие льдинки, при умелом управлении, тоже особой опасности для него не представляют. Говорят как лодку назовешь, так она и поплывет. Судьба «Челюскина» Greenbay Force 10 явно не грозит, но лучше назвать ваш маломерный ледокол в честь Отто Юльевиача Шмидта.