
290 лет назад, 12 мая 1731-го года был открыт Ладожский канал. До этого попасть из Волги в Неву, минуя Ладожское озеро, было невозможно. Ладога и в те незапамятные времена славилась штормовыми ветрами. Судоходство парусных судов было весьма опасно.
Задумку Петра Первого воплощали в жизнь 12 лет. Протяженность канала, который провели вдоль береговой линии озера, была 104 версты (111 км). По изначальному проекту инженеры не предусмотрели в нем шлюзов, да и строительство шло ни шатко ни валко. Когда же за дело взялся генерал-лейтенант Христофор Миних дело пошло. Военный инженер немецкого происхождения добавил в план и шлюзы, и плотины, и водные резервуары… Практически все гидротехнические сооружения облачили в гранит. В итоге Ладожский, или как его еще называли Петровский, канал стал крупнейшим в Европе искусственным водным путепроводом и уникальным архитектурным ансамблем.
Судоходство в обход Ладоги так активизировалось, что вскоре рядом пришлось строить более широкий Новоладожский канал… Увы, несмотря на то, что комплекс был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и, вне всякого сомнения, является историческим памятником российского судоходства, в наши дни о нем практически забыли. Хотя с инженерной точки зрения Ладожские каналы послужили примером для обустройства речных путей вокруг двух столиц. Системы шлюзов, которые связывают Москву и Санкт-Петербург, в свое время тоже дали серьезный толчок развитию судоходства.
Можно только порадоваться, что сегодня судостроение, в том числе и малое, находится на подъеме. Заметим без ложной скромности, что компания Life motor boat здесь тоже вносит свою лепту. Продажи катеров и яхт растут. Водных туристических маршрутов прибавляется с каждым годом. И хочется верить, что Ладожские каналы будут восстановлены. Теперь обойти Ладогу важно для истории.