
9 февраля очередная знаменательная дата в истории судостроения. В этот день в 1846 году родился Август Вильгельм Майбах. Выдающемуся немецкому инженеру должны быть благодарны все, кто сегодня передвигается на мотоциклах, автомобилях, самолётах и, конечно, кораблях! Легкий двигатель внутреннего сгорания Даймлера и Майбаха был установлен не только на первый автомобиль, но и на первую моторную лодку. Кстати, именно Вильгельм Майбах еще при жизни получил прозвище «король конструкторов».
Между тем, жизнь юного Вильгельма Майбаха была далеко не роскошна. Оставшись сиротой, одиннадцатилетний мальчик попал в приют для детей из бедных семей. Там он учился на чертежника и вплотную занимался техническим образованием. Судьбоносной для молодого конструктора оказалась встреча с руководителем машиностроительного завода Готлибом Даймлером. Набравшись знаний, парни купили дом и пристроили к нему лабораторию, где смастерили первый двигатель внутреннего сгорания. Тот самый, который стали ставить сначала на мотоциклы, а вскоре и на парусные и весельные лодки. Изобретение друзья запатентовали в 1885 году. Любопытно, что Даймлер и Майбах сразу использовали в качестве рабочей смеси легко воспламеняемый бензин. По тем временам – просто хорошее средство для чистки одежды. В этом смысле они опередили многих конкурентов, которые давно занимались проблемой безлошадной тяги. И не только в Европе.
Майбах много работал над системами охлаждения двигателей внутреннего сгорания и коробками передач, а потом вместе с сыном основал собственное производство автомобилей класса «люкс». Что послужило отправной точкой перехода в премиальный класс остаётся загадкой. Возможно, юность, проведенная в нищете, помогла Вильгельму Майбаху к старости стать одним из самых известных конструкторов техники для элиты. Так или иначе, но умер он вполне обеспеченным человеком и похоронен рядом с другом – Готлибом Даймлером в пригороде Штутгарта.
Тем временем, многие талантливые инженеры судостроители пошли по стопам Майбаха и Даймлера. Норвежский изобретатель Ол Эвинруд одним из первых поставил на лодку винтовой подвесной мотор внутреннего сгорания. Его конструкция судна тоже поначалу не была роскошной. Зато теперь моторные яхты явно свидетельствуют о престиже владельца.
Скажем, наши катера Greenbay и Axopar относятся к премиум классу во многом благодаря различным вариантам оснащения двигателями. Это могут быть и подвесные и стационарные моторы (см. описание катеров на нашем сайте), бензиновые и дизельные. Главное, все они отвечают строгому перечню требований: безопасность, надежность, скорость, комфорт. При этом, все современные конструкторы судов, и мы в том числе, с уважением признаём, что это великое дело начали не мы, а Майбах и Даймлер.